• 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg

Учебный отдел

Печать
PDF

Внутривузовская система контроля качества

подготовки специалистов

Последнее десятилетие ХХ столетия в истории российского образования характеризуется серьезными изменениями всей образовательной системы. Введение процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, обеспечение планирования и поддержания условий образовательного процесса на определенном уровне потребовали создания системы управления качеством образования.

С 2001 года в Курганском филиале АТ и СО разрабатываются и внедряются в практику работы элементы системы качества, которые уже сейчас выстраиваются в единую, стройную систему.

Учебно-методическим отделом филиала были разработаны критерии, по которым производится оценка качества образования и управления образовательным процессом, они характеризуют основные структурно-функциональные направления деятельности вуза. Созданная система позволяет проследить весь путь подготовки специалиста, начиная от оценки уровня абитуриента и заканчивая трудоустройством выпускника.

Абитуриент поступает в вуз с определенным объемом знаний и умений, и стартовые условия работы со студентом поддаются контролю, основанному на сопоставлении результатов ЕГЭ и входного контроля знаний. Проведение диагностики адаптации студентов на уровне школа-вуз – это первое звено во внутривузовской системе контроля качества подготовки будущего специалиста.

Требования ГОСа являются основным критерием для проверки и оценки успеваемости студентов. Принятая в Курганском филиале система уровня подготовки и контроля знаний позволяет студентам в целом качественно овладеть учебным материалом. Для оценки качества подготовки студентов по изучаемым дисциплинам проводится тестирование. Тестовые задания составляются с учетом требований ГОСа по получаемой специальности. Преподавателями Курганского филиала разработаны тестовые задания (объемом не менее 500 вопросов) для проведения промежуточного, итогового контроля и определения остаточных знаний студентов по 142 дисциплинам. Процесс тестирования полностью компьютеризирован, большинство тестов введено в программу АSТ-тест, которая позволяет быстро и объективно оценить реальные знания студентов, подготовить их к сдаче как комплексного междисциплинарного экзамена по специальности, так и Интернет-экзамена.

Тестирование проводится только после окончания изучения студентами дисциплины, но интервал времени после окончания дисциплины не должен превышать 1 год, то есть оцениваются так называемые «остаточные» знания. Полученные при тестировании результаты сопоставляются с оценками текущих знаний студентов по данной дисциплине, анализируются причины понижения или повышения результата. Благодаря проведению в течение последних трех лет массового тестирования студентов всех форм обучения, наш филиал сумел успешно пройти процедуру контрольного тестирования при проведении государственной аттестационной экспертизы и показать прочные знания студентов. По всем дисциплинам, предложенным для экспертного контроля, пороговые значения были превышены на 12-30%.

Кроме тестирования, контроль качества текущих знаний студентов осуществляется на основе результатов защиты контрольных и курсовых работ, проектов, проведения коллоквиумов, сдачи зачетов и экзаменов.

На каждом из перечисленных этапов большая роль отводится деятельности преподавателя, его методичной, планомерной работе по овладению и закреплению у студентов необходимой суммы знаний, формированию умений и навыков, предусмотренных конкретно изучаемой дисциплиной. Поэтому результаты оценки знаний студентов есть основные показатели качества деятельности не только студента, но и преподавателя.

Центральное место в системе управления качеством образования в вузе занимает деятельность преподавателя. Для анализа качества преподавательской деятельности используются следующие методики:

- анкетирование «Преподаватель глазами студентов». Основными критериями оценки работы преподавателя являются: грамотность, четкость, наглядность изложения преподаваемого материала, эрудиция преподавателя, педагогическое мастерство, педагогический такт;

- использование опросных листов для выпускников предыдущих лет с целью изучения оценки качества полученной подготовки по дисциплинам, преподаваемым данным преподавателем;

- проведение преподавателями открытых лекционных и семинарских занятий. Организация, проведение или активное участие в научно-практических конференциях, круглых столах, диспутах, лекториях и т.д.

В Курганском филиале АТ и СО для улучшения качества преподавания сложилась система повышения квалификации преподавателей без отрыва от производства в рамках проведения семинаров, конференций, лекториев. Для адаптации и оказания методической помощи молодым преподавателям в Курганском филиале с 2003 года создана школа молодого специалиста «Мастер-класс», целью которой является обучение молодых кадров методическим особенностям работы в вузе. Занятия в школе проводят опытные преподаватели Курганского филиала и специалисты Института повышения квалификации работников образования Курганской области. Ежегодным итогом работы школы «Мастер-класс» являются открытые лекционные и семинарские занятия начинающих преподавателей, где они демонстрируют полученные умения и навыки преподавательского мастерства.

При проведении сравнительного анализа итогов успеваемости студентов применяется как «индивидуальный» метод анализа, основанный на рассмотрении результатов успеваемости каждого отдельного студента на момент данной аттестации и сопоставлении с результатами предыдущей, так и «групповой», позволяющий на основе сравнения результатов успеваемости группы определить ее рейтинг, проанализировать возможные причины успеха или отставания данной группы. Очень большую роль в работе со студенческими группами играют кураторы. Институт кураторов в Курганском филиале действует уже 7 лет. Кураторы работают со всеми курсами от первого до пятого.

Заключительным этапом в регулировании процесса подготовки специалиста является анализ промежуточной и государственной (итоговой) аттестации студентов, основанный на сравнении итогов текущих зачетно-экзаменационных сессий и результатов итоговой аттестации, и отслеживание дальнейшего трудоустройства выпускников.

За время работы Курганского филиала было подготовлено 716 дипломированных специалистов, которые в ходе итоговых квалификационных испытаний не только подтвердили оценки, полученные за время обучения, но и значительно превысили их, продемонстрировав при 100% защите дипломных работ и дипломных проектов 65% качества их выполнения, то есть 65% работ выполнено на «хорошо» и «отлично».

Реализация исследований качества образования по каждому из выше перечисленных направлений обеспечивается информационно-аналитической и оценочно-аналитической деятельностью Курганского филиала по сбору, анализу, оценке, экспертизе и обобщению информации. Контроль за накоплением и обработкой всей поступающей информации осуществляется учебно-методическим отделом, лабораторией информационных технологий, деканатами и кафедрами филиала.

Результатом внедрения в практику работы Курганского филиала АТ и СО внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов явилось успешное прохождение процедуры комплексной оценки деятельности вуза. Из 7-ми основных показателей, применяемых к оценке деятельности вуза, по 6-ти Курганский филиал в 1,5-2 раза превысил нормы, установленные Министерством образования и науки РФ для учебных заведений такого ранга.

По итогам проводимой в феврале 2006 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки комплексной проверки независимая экспертная комиссия под руководством председателя Анурина В.О. дала высокую оценку деятельности нашего молодого вуза.

Результаты комплексной оценки по показателям даны на рисунке. Внутренний уровень показателей – нормативные значения. Внешний уровень – показатели, подтвержденные комплексной оценкой.
Аристова Т.Л.,

зав.учебным отделом

Курганского филиала ОУП ВПО "АТ и СО"